История особняка

Фабрикант любил искусство.

С 1886 года два старинных дома по адресу: наб. Лейтенанта Шмидта, № 29 — 31,принадлежали одному владельцу — известному фабриканту Францу Васильевичу Утеману, главному акционеру Российско-американской резиновой мануфактуры, в советское время носившей название «Красный треугольник». Предприимчивый немец прибыл в 1866 году в Петербург, где открыл комиссионерскую контору, занимаясь в основном торговлей лесом. За это время Утеман успел разбогатеть благодаря экономическому подъему, который переживала пореформенная Россия. Он входил в совет директоров пивзавода «Бавария», обувной фабрики «Скороход» и солидного Учетного и ссудного банка. В столице Утеман владел несколькими доходными домами, близ Новолисина — небольшой мызой Каменка.

 


Купив дома на набережной, лесоторговец поручил перестройку № 31 модному архитектору Р. А. Гедике, который позднее трудился и для резиновой мануфактуры. Были изменены планировка трехэтажного особняка, в нем появились парадные залы и лестница, оформление фасада, который обильно украсила рустовка, выстроен восточный дворовый флигель. К 1888 году перестройка закончилась и богато украшенный дом в феврале посетил сам великий князь Владимир Александрович, президент Академии художеств.

Он захотел «осмотреть новые работы профессора живописи Ю. Ю. Клевера». Как сообщала пресса, на стенах парадной лестницы модный художник напирал «три картины, из которых две, каждая длиною около 10 аршин, изображают «Зиму» и «Весну». Среднее поле между ними занимает картина, изображающая «Запущенный парк». Эти новые произведения г. Клевера исполнены особым приемом, при пособии воска, дающего стенной живописи приятный матовый вид, особенно эффектный при вечернем освещении». Очевидно, мастер применил в росписи технику, называемую энкаустикой. Удивительно, но панно до сих пор украшают главную дубовую лестницу с красивыми резными перилами.

 


Утеман был не только предпринимателем и банкиром, но и просвещенным собирателем произведений искусства XIX века. В четырех стильно оформленных залах бельэтажа дома № 31 президент Академии художеств мог увидеть «собрание картин И. К. Айвазовского, В. Д. Орловского, К. Е. и В. Е. Маковских, М. А. Зичи, Клевера и других русских художников. Из произведений иностранных живописцев здесь обращают на себя внимание оригинальные картины Кнауса, Дефреггера, Вотре и других». Сегодня в бывших парадных залах еще можно увидеть деревянный кессонированный потолок и мраморный камин с зеркалом. В начале XX века богач решил передать дела своему сыну Францу Францевичу (1868 — 1925), окончившему юридический факультет Петербургского университета, вернуться на родину и распродать часть коллекции. В связи с этим 15 ноября 1902 года газета «Петербургский листок» так описывала собрание: «Начиная с вестибюля, на стенах которого красуется громадная картина Айвазовского, и кончая самой маленькой комнатой, — все поражает выдержанностью стиля. Тут и мебель в стиле ренессанс и ампир, комнаты в японском вкусе и строго арабском, гобелены, севр, сакс, ковры всех размеров и сортов, японские вазы в человеческий рост, картины европейских знаменитостей». В унаследованном особняке Утеман-младший сохранил любимые им вещи. Известный худож¬ник и искусствовед А. Н. Бенуа в журнале «Старые годы» писал в 1908 году: «…это скорее роскошная обстановка, выдержанная почти вся в духе XVIII века. Вещи «служат», а не выставлены напоказ… Гостиная г. Утемана произ¬водит впечатление дворцовой комнаты где-нибудь в Трианоне. На полу разложен роскошный ковер Зауоппепе времен Людовика XVI… По стенам расставлена великолепная золоченая мебель очень благородных форм и тончайшей резьбы». В состав коллекции входила прекрасная декоративная бронза, ранний мейсенский фарфор, фламандские и французские шпалеры, миниатюры, дорогие табакерки. Из картин Бенуа упомянул два портрета В. Л. Боровиковского, пейзаж голландца Я. ван Гойена, женский портрет кисти английского живописца Дж. Ромнея. Были в собрании и ценные редкие книги. Женившись, владелец в 1908 году отремонтировал дом № 29, обставил мебелью от известной фирмы Мельцера и соединил изнутри с парадной резиденцией, где на лестнице появился большой эркер в стиле модерн. Лето Франц Фран-цевич проводил в старинном имении Малые Волковицы в Петергофском уезде или на своей вилле в Висбадене. По службе он числился чиновником Министерства финансов, но занимался в основном своими предприятиями и благотворительностью, за которую имел несколько наград. Революция, вероятно, изгнала Утемана и его семью на историческую родину, в Германию, где бывший банкир и коллекционер прожил недолго.

Уже 50 лет в особняке № 31 звучат детские голоса и музыка. Здесь находится Санкт-Петербургская детская музыкальная школа № 11. Сохранившиеся остатки интерьера напоминают о былом художественном богатстве этого дома на набережной.

Виктор АНТОНОВ